четверг, 27 января 2011 г.

Настроение.

               Царское село
Хранитель милых чувств и прошлых наслаждений,
О ты, певцу дубрав давно знакомый гений,
Воспоминание, рисуй передо мной
Волшебные места, где я живу душой,
Леса, где я любил, где чувство развивалось,
Где с первой юностью младенчество сливалось
И где, взлелеянный природой и мечтой,
Я знал поэзию, веселость и покой...

Веди, веди меня под липовые сени,
Всегда любезные моей свободной лени,
На берег озера, на тихий скат холмов!..
Да вновь увижу я ковры густых лугов,
И дряхлый пук дерев, и светлую долину,
И злачных берегов знакомую картину,
И в тихом озере, средь блещущих зыбей,
Станицу гордую спокойных лебедей.
     А. С. Пушкин

Дата.

27 января 1756 года родился Вольфганг Амадей Моцарт.

27 января.

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.  
Она, как сила, нам нужна.
Ю. Воронов
27 января 1944 года была окончательно снята блокада Ленинграда, длившаяся 900 дней и ночей.
 Вечная помять её жертвам! Поклонимся ещё раз Великому подвигу!

Ленинградский салют

...И снова мир с восторгом слышит
салюта русского раскат.
О, это полной грудью дышит
освобожденный Ленинград!

...Мы помним осень, сорок первый,
прозрачный воздух тех ночей,
когда, как плети, часто, мерно
свистели бомбы палачей.

Но мы, смиряя страх и плач,
твердили, диким взрывам внемля:
- Ты проиграл войну, палач,
едва вступил на нашу землю!

А та зима... Ту зиму каждый
запечатлел в душе навек -
тот голод, тьму, ту злую жажду
на берегах застывших рек.

Кто жертв не предал дорогих
земле голодной ленинградской -
без бранных почестей, нагих,
в одной большой траншее братской?!

Но, позабыв, что значит плач,
твердили мы сквозь смерть и муку:
- Ты проиграл войну, палач,
едва занес на город руку!

Какой же правдой ныне стало,
какой грозой свершилось то,
что исступленною мечтой,
что бредом гордости казалось!

Так пусть же мир сегодня слышит
салюта русского раскат.
Да, это мстит, ликует, дышит!
Победоносный Ленинград!
  27 января 1944   Ольга Берггольц


















Из книги "Подвиг Эрмитажа": 
"Двадцать седьмое января...
 Ещё вчера снег лежал нетронутой целиной у главных подъездов в Эрмитажа - и у того, что на Дворцовой набережной, и у того, где прогнувшийся карниз поддерживают гранитные атланты. Ещё вчера широкие ступени, ведущие к обоим подъездам, были покрыты белой снежной простынёй, такой же ровной, гладкой и безжизненной, как в первую блокадную зиму, когда в ленинградской поэме Веры Инбер возникла строка, врезавшаяся в память ленинградцев:
                              Мёртвый, как гробница, Эрмитаж...
 Вчера ещё длилась третья блокадная зима, а сегодня 27 января 1944 года, зима уже не блокадная. Взрыхливая валенками снежную целину, эрмитажники взбираются по погребённым под снегом ступеням к каждому их наглухо забитых музейных подъездов. В заржавленные кронштейны вставляют они красные флаги победы.
 В красных флагах весь Ленинград. Марши гремят из репродукторов. Победные марши и слова о победе:
 "Город Ленинград полностью освобождён от вражеской блокады..."
 Развеваются праздничные флаги, звучит праздничная музыка, праздничные номера "Ленинградской правды" расклеены на газетных щитах:
 "Войска Ленинградского фронта в итоге двадцатидневных напряжённых боёв... отбросили противника от Ленинграда по всему фронту на 65-100 километров. Наступление наших войск продолжается..."
 Праздничный номер "Ленинградской правды" приколот сегодня и к доске в служебном подъезде Эрмитажа. Старая доска для объявлений - два с половиной года на ней вывешивали приказы начальника объекта и начальника штаба МПВО, траурные бюллетени и "Боевые листки", сообщения о новых нормах хлебного пайка и извещения о научных заседаниях в Школьном кабинете, недельные графики работ по консервации музея и "молнии" об авралах после падения бомбы или снаряда. Сегодня всю эту старую доску занимает праздничный номер "Ленинградской правды".
 "Граждане Ленинграда! - читают эрмитажники обращение командования Ленинградского фронта. - Мужественные и стойкие ленинградцы! Вместе с войсками Ленинградского фронта вы отстояли наш родной город. Своим героическим трудом и стальной выдержкой преодолевая все трудности и мучения блокады, вы ковали оружие победы над врагом, отдавали для победы все свои силы..."
 Вечером над городом-победителем прогрохотало двадцать четыре торжественных залпа их трёхсот двадцать четырёх орудий. Многоцветные огни, взвившись в ленинградское небо, осветили каменные громады эрмитажных зданий, стены, истерзанные снарядами и бомбами, тёмные глазницы забитых фанерой окон, бессильных отразить даже огни салюта. Но Эрмитаж стоял на праздничной набережной не мёртвый, а живой. двадцать четыре раза прогрохотали орудия, салютуя защитникам Ленинграда, и двадцать четыре раза зарево победы озаряло Эрмитаж. Он стоял над Невой весь в шрамах и рубцах, как бывалый солдат, беспримерных боёв ветеран."

понедельник, 24 января 2011 г.

Хвасты рукодельные.

 Наконец-то Лунный кот готов! Ура!
 Наверное, сделаю из него подушку, осталось только выбрать ткань и сшить чехол.
 Доделались ещё две работы, которые в скором времени отправятся в багетку.  "Отражение ириса" от ЗР:

И "Маки" от "Алисы":
Теперь в работе остались "Пионы" от Дим и "Зимний город" от Риолис, который лежит аж с прошлой зимы.

пятница, 21 января 2011 г.

Настроение.

четверг, 20 января 2011 г.

Дата.

20 января 1815 года в Лицее состоялся экзамен, на котором А. Пушкин прочитал стихотворение "Воспоминание в Царском селе"  в присутствии Г. Р. Державина. Позднее он вспоминал: "Я прочел мои „Воспоминания в Царском Селе“, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, и хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…"  По просьбе Державина Пушкин послал ему список «Воспоминаний в Царском Селе», второй список попал в руки дяди молодого поэта Василия Львовича и через него стал известен многим поэтам и писателям того времени. В том же 1815 году «Воспоминания в Царском Селе» были опубликованы в журнале «Российский музеум или Журнал европейских новостей», став первым стихотворением, напечатанным с полной подписью поэта.


Навис покров угрюмой нощи
      На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
      В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
      Плывет в сребристых облаках.

      С холмов кремнистых водопады
      Стекают бисерной рекой,
Там в тихом озере плескаются наяды
      Его ленивою волной;
А там в безмолвии огромные чертоги,
На своды опершись, несутся к облакам.
Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
      Не се ль Минервы росской храм?
      Не се ль Элизиум полнощный,

      Прекрасный Царскосельский сад,
Где, льва сразив, почил орел России мощный
      На лоне мира и отрад?
Промчались навсегда те времена златые,
Когда под скипетром великия жены
Венчалась славою счастливая Россия,
      Цветя под кровом тишины!
      Здесь каждый шаг в душе рождает

      Воспоминанья прежних лет;
Воззрев вокруг себя, со вздохом росс вещает:
      «Исчезло все, великой нет!»
И, в думу углублен, над злачными брегами
Сидит в безмолвии, склоняя ветрам слух.
Протекшие лета мелькают пред очами,
      И в тихом восхищенье дух.
      Он видит: окружен волнами,

      Над твердой, мшистою скалой
Вознесся памятник. Ширяяся крылами,
      Над ним сидит орел младой.
И цепи тяжкие и стрелы громовые
Вкруг грозного столпа трикратно обвились;
Кругом подножия, шумя, валы седые
      В блестящей пене улеглись.
      В тени густой угрюмых сосен

      Воздвигся памятник простой.
О, сколь он для тебя, кагульский брег, поносен!
      И славен родине драгой!
Бессмертны вы вовек, о росски исполины,
В боях воспитанны средь бранных непогод!
О вас, сподвижники, друзья Екатерины,
      Пройдет молва из рода в род.
      О, громкий век военных споров,

      Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
      Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигам страшась, дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
      Струнами громозвучных лир.
      И ты промчался, незабвенный!

      И вскоре новый век узрел
И брани новые, и ужасы военны;
      Страдать — есть смертного удел.
Блеснул кровавый меч в неукротимой длани
Коварством, дерзостью венчанного царя;
Восстал вселенной бич — и вскоре новой брани
      Зарделась грозная заря.
      И быстрым понеслись потоком

      Враги на русские поля.
Пред ними мрачна степь лежит во сне глубоком,
      Дымится кровию земля;
И селы мирные, и грады в мгле пылают,
И небо заревом оделося вокруг,
Леса дремучие бегущих укрывают,
      И праздный в поле ржавит плуг.
      Идут — их силе нет препоны,

      Все рушат, все свергают в прах,
И тени бледные погибших чад Беллоны,,
      В воздушных съединясь полках,
В могилу мрачную нисходят непрестанно
Иль бродят по лесам в безмолвии ночи...
Но клики раздались!.. идут в дали туманной! —
      Звучат кольчуги и мечи!..
      Страшись, о рать иноплеменных!

      России двинулись сыны;
Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных<,>
      Сердца их мщеньем зажжены.
Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья
      За Русь, за святость алтаря.
      Ретивы кони бранью пышут,

      Усеян ратниками дол,
За строем строй течет, все местью, славой дышат,
      Восторг во грудь их перешел.
Летят на грозный пир; мечам добычи ищут,
И се — пылает брань; на холмах гром гремит,
В сгущенном воздухе с мечами стрелы свищут,
      И брызжет кровь на щит.
      Сразились. Русский — победитель!

      И вспять бежит надменный галл;
Но сильного в боях небесный вседержитель
      Лучом последним увенчал,
Не здесь его сразил воитель поседелый;
О бородинские кровавые поля!
Не вы неистовству и гордости пределы!
      Увы! на башнях галл кремля!
      Края Москвы, края родные,

      Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
      Не зная горести и бед,
И вы их видели, врагов моей отчизны!
И вас багрила кровь и пламень пожирал!
И в жертву не принес я мщенья вам и жизни;
      Вотще лишь гневом дух пылал!..
      Где ты, краса Москвы стоглавой,

      Родимой прелесть стороны?
Где прежде взору град являлся величавый,
      Развалины теперь одни;
Москва, сколь русскому твой зрак унылый страшен!
Исчезли здания вельможей и царей,
Все пламень истребил. Венцы затмились башен,
      Чертоги пали богачей.
      И там, где роскошь обитала

      В сенистых рощах и садах,
Где мирт благоухал и липа трепетала,
      Там ныне угли, пепел, прах.
В часы безмолвные прекрасной, летней ночи
Веселье шумное туда не полетит,
Не блещут уж в огнях брега и светлы рощи:
      Все мертво, все молчит.
      Утешься, мать градов России,

      Воззри на гибель пришлеца.
Отяготела днесь на их надменны выи
      Десница мстящая творца.
Взгляни: они бегут, озреться не дерзают,
Их кровь не престает в снегах реками течь;
Бегут — и в тьме ночной их глад и смерть сретают,
      А с тыла гонит русский меч.
      О вы, которых трепетали

      Европы сильны племена,
О галлы хищные! и вы в могилы пали.
      О страх! о грозны времена!
Где ты, любимый сын и счастья и Беллоны,
Презревший правды глас, и веру, и закон,
В гордыне возмечтав мечом низвергнуть троны?
Исчез, как утром страшный сон!
      В Париже росс! — где факел мщенья?

      Поникни, Галлия, главой.
Но что я вижу? Росс с улыбкой примиренья
      Грядет с оливою златой.
Еще военный гром грохочет в отдаленье,
Москва в унынии, как степь в полнощной мгле,
А он — несет врагу не гибель, но спасенье
      И благотворный мир земле.
      О скальд России вдохновенный,

      Воспевший ратных грозный строй,
В кругу товарищей, с душой воспламененной,
      Греми на арфе золотой!
Да снова стройный глас героям в честь прольется,
И струны гордые посыплют огнь в сердца,
И ратник молодой вскипит и содрогнется
      При звуках бранного певца.
<1814>

среда, 19 января 2011 г.

Из "Путевых впечатлений" А. Дюма.(I)

 "Павлу свойственны были фантазии, и он часто забавлялся, поднимая на верхние ступени любой общественной лестницы - военной либо штатской - кого-нибудь из своих любимчиков скорее, чем требовалось времени на составление и подписание соответствующей грамоты.
 Как-то раз, прогуливаясь в открытой карете, он увидел прапорщика, чьё лицо ему понравилось. Он останавливает экипаж и делает прапорщику знак приблизиться. В гневе ли, в веселье - лицо Павла всегда хранило устрашающее выражение. Прапорщик подходит, весь дрожа.
 - Кто ты, пыль? - спрашивает его Павел.
 Павел называл "пылью" всех своих подчинённых любого ранга. Разве не всё на свете лишь пыль для всемогущих государей?
 "Пыль" отвечает:
 - Ваш покорнейший слуга, прапорщик полка вашего императорского величества.
 - Врёшь, - отвечает император, - ты подпоручик. Садись сюда.
 И он указывает юноше место на запятках своей кареты, откуда он ссадил лакея. Юноша повинуется, экипаж трогается с места.
 Через двадцать шагов император оборачивается.
 - Ты кто? - снова спрашивает он молодого человека.
 - Подпоручик, государь, вашей императорской милостью.
 - Врёшь, ты - поручик.
 Ещё через двадцать шагов император снова оборачивается.
 - Ты кто? - опять спрашивает он.
 - Поручик...
 Врёшь, ты - капитан.
 Когда они доехали до дворца, прапорщик стал уже генералом. Если б Красный дворец стоял на сто шагов подальше, прапорщик доехал бы туда фельдмаршалом."

Забавный анекдот. Сомневаюсь, правда, что Павел называл "пылью" своих подчинённых - интересно, это Дюма придумал или в таком виде услышал эту историю???

вторник, 18 января 2011 г.

Дата.

18 января 1943 произошёл прорыв блокады Ленинграда.
 

понедельник, 17 января 2011 г.

Выходные раздумья.

 Так сложилось, что практически все выходные слушала детское радио - оказывается, есть и такое :), а я и не знала, давно уже не включала радиоприёмник. В принципе, полезная штука - многочисленные передачи для детей и их родителей, советы и рекомендации, чтение книг, ребёнок может позвонить в прямой эфир и передать привет или задать вопрос на интересующую его тему, колыбельные на ночь и проч.
  Из передачи о новинках детской литературы я за 2 дня услышала кучу новых имён и названий, которых раньше и не знала, и конечно же, не запомнила. Конечно, среди этого обилия авторов рекомендовали читать и О. Генри, и Погорельского, и Джанни Родари, НО в основной своей массе - я была поражена, каким огромным количеством суррогата кормят наших детей. Послушав отрывки нескольких повестей и рассказов, сложилось ощущение, что современные детские авторы просто бредят или, может, объелись галлюциногенных грибов. Отслеживая новинки во взрослой литературе, я и забыла, что в детской тоже, возможно, появились персонажи, мнящие себя как минимум А. Барто, А. Линдгрен или Г.Х. Андерсеном. Тут же вспомнился один из последних визитов в книжный магазин, где я искала книгу для 9-летнего сына своей знакомой. В магазине я стояла в диком недоумении - глянцевые обложки, красивые и не очень, незнакомые названия. Я с трудом отыскала "Тома Сойера" - неприметную книгу, напечатанную на серой бумаге.
 Возможно, я сгущаю краски, и не всё так плохо, просто всё это меня очень удивило. В моём детстве было совсем иначе.
  Возвращаясь к радио, ещё поразило обилие новых "детских" песен - мелодии и слова - просто ужас! Кто пишет музыку к этим песням? Видимо, тот же, кто и стихи к ним. Надеюсь, что ситуация  в музыкальных школах всё же иная, там дети поют настоящие песни. В нашей музыкальной школе, в которую, кстати, ходила половина моего класса, на занятиях хора мы пели замечательные песни, огромное спасибо за это нашему руководителю и концертмейстеру. И хотя репетиции длились часто по 3 часа, мы обожали хор, как раз благодаря этим песням. Не могу себе представить, чтобы сейчас детский хор пел что-то подобное услышанному по радио.
 Интересно, а детям это нравится? Книги, песни, кино, мультфильмы - ряд можно продолжить. Конечно, хорошо, когда родители и учителя могут посоветовать что-то стоящее: дать нужную книгу, поставить хорошую музыку - но не часто ли ответственность за духовную пищу для ребёнка государство перекладывает исключительно на родителей, ставя их в такую ситуацию, что они не могут спокойно дать ребёнку пульт от телевизора, боясь как бы их чадо не увидело то, что ему совсем не предназначается???!!

четверг, 13 января 2011 г.

Настроение.

среда, 12 января 2011 г.

Дата.

Сегодня 96 лет со дня рождения Вадима Шефнера.

           Детство
Ничего мы тогда не знали,
Нас баюкала тишина,
Мы цветы полевые рвали
И давали им имена.

А когда мы ложились поздно,
Нам казалось, что лишь для нас
Загорались на небе звезды
В первый раз и в последний раз.

...Пусть не все нам сразу дается,
Пусть дорога жизни крута,
В нас до старости остается
Первозданная простота.

Ни во чьей (и не в нашей) власти
Ощутить порою ее,
Но в минуты большого счастья
Обновляется бытие,

И мы вглядываемся в звезды,
Точно видим их в первый раз,
Точно мир лишь сегодня создан
И никем не открыт до нас.

И таким он кажется новым
И прекрасным не по летам,
Что опять, как в детстве, готовы
Мы дарить имена цветам.

Исторический анекдот от А. Дюма.

Читала в выходные "Учитель фехтования" А. Дюма и наткунлась на любопытный эпизод:
"...русский народ по природе своей добр, и нет, пожалуй, другой столицы, где грабежи были бы так редки, как в Петербурге. Более того, хотя русский мужик и склонен к воровству, он боится совершить кражу со взломом. Вы можете смело доверить ему запечатанный конверт с деньгами. Даже зная о них, он в целости доставит это письмо по назначению.
Не знаю, был ли вором или нет мой извозчик, но он явно страшился быть обворованным мною: недаром, подъезжая к Таврическому дворцу, он заявил мне, что здесь есть два выхода, а потому я должен дать ему в счет договоренных пяти рублей столько, сколько ему следует за проезд. В Париже я бы с возмущением ответил на такое оскорбление. В Петербурге же мне оставалось только рассмеяться, ибо такие вещи случаются здесь с более высокопоставленными лицами, чем я, и даже они не обижаются на извозчиков.
В самом деле, месяца два тому назад император Александр, по своему обыкновению гуляя пешком по городу, был застигнут дождем. Он взял извозчика и велел ему ехать в Зимний дворец. Приехав, царь стал искать деньги в карманах и не нашел там ни копейки. Тогда он сказал извозчику:
– Подожди, я вышлю тебе деньги.
– Ну, нет, – отвечал извозчик, – шалишь!
– Как это шалишь? – спросил государь удивленно.
– Да так.
– В чем дело?
– Вот что, барин, тут несколько выходов. Сколько раз я ни привозил сюда господ, а они уходили через другие двери и мне ничего не платили.
– Вот как, да ведь это Зимний дворец.
– Да, да, только большие господа, видно, очень беспамятны.– Почему же ты не жаловался на этих обманщиков? – спросил Александр, которого очень забавляла эта сцена.
– Эх, барин, что же мы можем поделать с господами! С нашим братом, – он указал на свою бороду, – это точно, справиться можно, а с господами, которые бриты, – ничего не поделаешь. Ваше сиятельство, поищите-ка получше у себя в карманах. Авось найдется, чем заплатить.
– Вот что, – сказал Александр, снимая с себя пальто, – возьми мое пальто в залог. Человек вынесет тебе деньги, а ты отдашь ему пальто.
– Что правильно, то правильно, ваша честь!
Спустя несколько минут лакей вынес извозчику сто рублей: император заплатил ему разом и за себя и за тех, кто ранее обманывал его."

Перекладывая ситуацию на наше время, думаю, кто-то остался бы либо без пальто, либо без денег. :))

вторник, 11 января 2011 г.

О приятном.

  Жаль, что так быстро пролетели праздники, когда можно было читать, сколько захочешь. Я с огромным удовольствием перечитала А. Толстого "Детство Никиты" - какая умилительная книга, и не только для детей - читаешь и невольно улыбаешься:

"Матушка опять заиграла на рояле, вокруг елки пошел хоровод с песнями, но свечи уже догорали, и Аркадий Иванович, подпрыгивая, тушил их. Елка тускнела. Матушка закрыла рояль и велела всем идти в столовую пить чай.
         Но Аркадий Иванович и тут не успокоился,- устроил цепь и сам впереди, а за ним двадцать пять ребятишек, побежал обходом через коридор в столовую.
         В прихожей Лиля оторвалась от цепи и остановилась, переводя дыхание и глядя на Никиту смеющимися глазами. Они стояли около вешалки с шубами. Лиля спросила:
         - Ты чего смеешься?
         - Это ты смеешься,- ответил Никита.
         - А ты чего на меня смотришь?
         Никита покраснел, но пододвинулся ближе и, сам не понимая, как это вышло, нагнулся к Лиле и поцеловал ее. Она сейчас же ответила скороговоркой:
         - Ты хороший мальчик, я тебе этого не говорила, чтобы никто не узнал, но это секрет.- Повернулась и убежала в столовую...

 ... Никита сам не понимал, почему ему скучно играть с мальчишками. Он вернулся домой, разделся и, проходя через комнаты, услышал, как Лиля говорила:
         - Мамочка, дайте мне, пожалуйста, чистенькую тряпочку. У новой куклы, Валентины, разболелась нога, я беспокоюсь за ее здоровье.
         Никита остановился и снова, как во все дни, почувствовал счастье. Оно было так велико, что казалось, будто где-то внутри у него вертится, играет нежно и весело музыкальный ящичек.
         Никита пошел в кабинет, сел на диван, на то место, где позавчера сидела Лиля, и, прищурившись, глядел на расписанные морозом стекла. Нежные и причудливые узоры эти были как из зачарованного царства,- оттуда, где играл неслышно волшебный ящик. Это были ветви, листья, деревья, какие-то странные фигуры зверей и людей. Глядя на узоры, Никита почувствовал, как слова какие-то сами собой складываются, поют, и от этого, от этих удивительных слов и пения, волосам у него стало щекотно на макушке.
         Никита осторожно слез с дивана, отыскал на столе у отца четвертушку бумаги и большими буквами начал писать стихотворение:
       
         Уж ты лес, ты мой лес,
         Ты волшебный мой лес,
         Полный птиц и зверей
         И веселых дикарей...
         Я люблю тебя, лес...
         Так люблю тебя, лес...
       
         Но дальше про лес писать было трудно. Никита грыз ручку, глядел в потолок. Да и написанные слова были не те, что сами напевались только что, просились на волю.
         Никита перечел стихотворение. Оно все-таки ему нравилось. Он сложил бумажку в восемь раз, сунул ее в карман и пошел в столовую, где у окна шила Лиля. Рука его, державшая в кармане бумажку, вспотела, но он так и не решился показать стишок.
         В сумерки вернулся Виктор, посиневший от холода и с распухшим носом. Анна Аполлосовна всплеснула руками:
         - Опять нос ему разбили! С кем ты дрался? Отвечай мне сию минуту.
         - Ни с кем я не дрался, просто нос сам распух,- мрачно ответил Виктор, ушел к себе и лег на кровать.
         К нему явился Никита и стал у печки. В зеленоватом небе зажглись, точно от укола иголочкой, несколько звезд. Никита сказал:
         - Хочешь, я тебе один стишок прочту, про лес? Виктор дернул плечом, положил ноги на спинку кровати:
         - Ты этому Степке Карнаушкину так и скажи,- пусть он мне лучше не попадается.
         - Знаешь,- сказал Никита,- в этих стихах лес один описывается. Этот лес такой, что его нельзя увидать, но все про него знают... Если тебе грустно, прочти про этот лес, и все пройдет. Или, знаешь, бывает, во сне привидится что-то страшно хорошее, не поймешь что, но хорошее,- проснешься и никак не можешь вспомнить... Понимаешь?
         - Нет, не понимаю,- ответил Виктор,- и стихов твоих не хочу слушать.
         Никита вздохнул, постоял у печи и вышел. В большой прихожей, освещенной горящей печью, против печи, на сундуке, покрытом волчьим мехом, сидела Лиля и глядела, как пляшет огонь.
         Никита сел рядом с ней на сундук. В прихожей пахло печным теплом, шубами и сладковато-грустным запахом старинных вещей из ящиков огромного комода.
         - Давайте с вами разговаривать,- задумчиво проговорила Лиля,- расскажите мне что-нибудь интересное.
         - Хотите, я расскажу, какой я недавно сон видел?
         - Да, про сон расскажите, пожалуйста.
         Никита начал рассказывать сон про кота, про ожившие портреты и про то, как он летал и что видел, летая под потолком. Лиля внимательно слушала, держа на коленях куклу, у которой был сделан компресс.
         Когда он кончил рассказывать, она повернулась к нему, глаза ее были раскрыты от страха и любопытства. Она спросила шепотом:
         - Что же было в вазочке?
         - Не знаю.
         - Наверное, там было что-нибудь интересное.
         - Но ведь это я во сне видел.
         - Ах, все равно,- надо было посмотреть. Вы - мальчик, вы ничего не понимаете. Скажите, а такая вазочка у вас есть на самом деле?
         - Часы у нас есть на самом деле, а вазочку я не помню. Часы в кабинете у дедушки стоят, сломанные.
         - Пойдемте посмотрим.
         - Там темно.
         - Мы фонарик с елки возьмем. Принесите фонарик, ну, пожалуйста.
         Никита побежал в гостиную, снял с елки фонарик со слюдяными цветными окошечками, зажег его и вернулся в прихожую.
         Лиля накинула на себя большой пуховый платок. Дети, крадучись, вышли в коридор и прошмыгнули на летнюю половину. В темном высоком зале густым инеем были запушены окна, на них от лунного света лежали тени ветвей. Было холодновато, пахло гнилыми яблоками. Дубовые половинки дверей в соседнюю темную комнату были приотворены.
         - Часы там? - спросила Лиля.
         - Еще дальше, в третьей комнате.
         - Никита, вы ничего не боитесь?
         Никита потянул дверь, она жалобно заскрипела, и звук этот гулко раздался в пустых комнатах. Лиля схватила Никиту за руку. Фонарик задрожал, и красные и синие лучи его полетели по стенам.
         На цыпочках дети вошли в соседнюю комнату. Здесь лунный свет сквозь окна лежал голубоватыми квадратами на паркете. У стены стояли полосатые кресла, в углу -диван раскорякой. У Никиты закружилась голова,- точно такою он уже видел однажды эту комнату.
         - Они смотрят,- прошептала Лиля, показывая на два темные портрета на стене-на старичка и старушку.
         Дети перебежали комнату и открыли вторую дверь. Кабинет был' залит ярким лунным светом. Поблескивали стеклянные дверцы шкафов и золото на переплетах. Над очагом, вся в свету, глядела на вошедших дама в амазонке, улыбаясь таинственно.
         - Кто это? - спросила Лиля, придвигаясь к Никите. Он ответил шепотом:
         - Это она.
         Лиля кивнула головой и вдруг, оглядываясь, вскрикнула:
         - Вазочка, смотрите же, Никита, вазочка!
         Действительно,- в глубине кабинета, на верху старинных, красного дерева, часов с неподвижным диском маятника стояла между двух деревянных завитушек бронзовая вазочка со львиной мордой. Никита никогда ее почему-то не замечал, а сейчас узнал: это была вазочка из его сна.
         Он подставил стул к часам, вскочил на него, поднялся на цыпочки, засунул палец в вазочку и на дне ее ощупал пыль и что-то твердое.
         - Нашел! - воскликнул он, зажимая это в кулаке, и спрыгнул на пол.
         В это время из-за шкафа фыркнуло на него,- блеснули лиловые глаза, выскочил кот, Василий Васильевич, ловивший мышей в библиотеке.
         Лиля замахала руками, пустилась бежать, за ней побежал Никита,- точно чья-то рука касалась его волос, так было страшно. Перегоняя детей, по лунным квадратам неслышно пронесся Василий Васильевич, опустив хвост.
         Дети вбежали в прихожую, сели на сундук у огня, едва переводили дыхание со страха. У Лили горели щеки. Глядя Никите прямо в глаза, она сказала:
         - Ну?
         Тогда он разжал пальцы. На ладони его лежало тоненькое колечко с синеньким камешком. Лиля молча всплеснула руками.
         - Колечко!
         - Это волшебное,- сказал Никита.
         - Слушайте, что мы с ним будем делать?
         Никита, нахмурившись, взял ее руку и стал надевать ей колечко на указательный палец. Лиля сказала:
         - Нет, почему же мне,- посмотрела на камешек, улыбнулась, вздохнула и, обхватив Никиту за шею, поцеловала его.
         Никита так покраснел, что пришлось отойти от печки. Собрав все присутствие духа, он проговорил:
         - Это тоже вам,- вытащил из кармана смятую, сложенную в восемь раз бумажку, где были написаны стихи про лес, и подал ее Лиле.
         Она развернула, стала читать, шевеля губами, и потом сказала задумчиво:
         - Благодарю вас, Никита, эти стихи мне очень нравятся. "

Ну прелесть же, правда?