четверг, 10 марта 2011 г.

Детские страхи.

Прочитав недавно две книги воспоминаний, обнаружила совершенно одинаковые страхи, которые авторы испытывали в детстве.

"Помню, как мама приучала нас спать в темноте; немка, уложив всех, тушила свет и уходила к матери  в гостиную. Я не сразу засыпала. Лежала, вперив глаза в темноту, прислушиваясь ко всякому шуму и шороху. Меня охватывал какой-то непонятный страх, и я начинала нервным встревоженным голосом звать Fräulein. Она приходила:
 - Was hast du? (что с тобой)
 - Что-то бьётся  у меня под кроватью, что-то стучит, я не могу спать.
Она заглядывала под кровать.
 - Ничего нет. Спи! - и уходила. Я продолжала лежать, но ужас захватывал моё дыхание.
Мне казалось, темнота громадными чёрными глыбами сейчас задавит меня. Я взвыла:
 - Боря, ты спишь?
 - Нет, не сплю. А что?
 - Ничего.
Я на несколько минут успокаивалась, потом опять слышала тиканье под кроватью, и опять ужас наваливался на меня невыносимой тяжестью.
 Опять я окликала брата:
 - Боря, ты спишь?
 И не получала ответа. Становилось ещё страшнее, но в конце концов спасительный сон приносил мне покой. Только долго спустя я поняла, что тиканье и туканье было моё собственное сердце."
    А. П. Остроумова-Лебедева "Автобиографические записки"

"Однажды, когда я был маленьким мальчиком, легши спать, я вдруг услышал совсем близко от себя какой-то звук - глухой, но очень чёткий, одинаково повторяющийся. Я стал теребить одеяло, простыню, убеждённый, что из складок выпадет, может быть, жук или какая-нибудь игрушка, машинка. Я заглянул под подушку - ничего не обнаружилось. Я лёг, звук опять дал о себе знать. Вдруг он исчез, вдруг опять стал раздаваться.
 - Бабушка,  - обратился я к бабушке, с которой я спал в одной комнате, - ты слышишь?
 Нет, бабушка ничего не слышала. И вдруг, как будто извне, пришло понимание, что это я слышу звук моего сердца. Это понимание не удивило меня и не испугало. Признание правильности того, что во мне бьётся сердце, пришло ко мне с таким спокойствием, как будто я знал об этом факте уже давно, хотя с этим фактом я столкнулся только что и впервые."
      Ю. Олеша "Ни дня без строчки"

Как всё-таки дети во все времена похожи! А чего в детстве боялись вы? Может, так же не могли уснуть, слушая стук собственного сердца?

3 комментария:

  1. Oй,в детстве много чего боялась,спать никогда не любила,проснешься ночью,чего то почудится и я плачу и зову маму,папу,потом кто нибудь из них услышит,придет,отправит меня в туалет,а туда идти страшно.там большие тараканы и вот родители со мной ходят, по полночи,как у них терпения хватало.

    ОтветитьУдалить
  2. Свет, а я думаю, что родители сами были такими же в детстве, как и мы, и наши дети. :)) Всё повторяется.
    А я темноты не боялась, но мне казалось, что кто-то живёт под моей кроватью, и стоит только мне высунуть ногу из-под одеяла, он сразу же схватит меня и утащит под кровать, и придётся мне спать там! Днём я заглядывала под кровать, но ничего кроме кое-каких запылённых вещей, там не видела, но я была уверена, что этот кто-то, появляется там ближе к полуночи, а перед сном заглянуть под кровать смелости уже не хватало. :))))

    ОтветитьУдалить
  3. "Если бы дети были предоставлены самим себе, они бы не больше боялись темноты, чем дневного, ясного солнечного света, они бы одинаково приветствовали темноту ради сна, как и свет ради своих игр" (Джон Локк)

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.