среда, 20 октября 2010 г.

Книжки из детства.

У каждого, наверное, есть книги, с которых началась в детстве любовь к чтению. Я не о тех книгах, которые читали нам родители перед сном, а о тех, что хотелось перечитывать самим - они работали безотказно, когда нужно было поднять натсроение или просто отдохнуть. Вот мои самые-самые:
1) В. Драгунский, "Денискины рассказы". Мне кажется, все в детстве читали эту книгу. Меня сначала, безусловно, привлекал небольшой объём рассказов, но чем дальше я читала, тем больше увлекали уже сами сюжеты, и вся книга вомпринималась как какой-то захватывающий роман. Надо сказать, что ни одна книга до этого не вызывала у меня такого гомерического хохота. Самые любимые истории были: "Капля никотина убивает лошадь", "Папа у Васи силён в математике", "Расскажите мне про Сингапур", "Куриный бульон". В 7-8 лет эта книга была зачитана до дыр.
2) Н.Носов, "Весёлая семейка" и "Витя Малев в школе и дома". Отрывки из "Вити Малеева" были в нашем учебнике по чтению за 4 класс, и, естественно, я просто загорелась прочесть книгу целиком. Несмотря на внушительный объём, как мне тогда казалось, я осилила её довольно быстро и, конечно же, жутко собой гордилась. Как я сочувствовала Вите, и хотя с  математикой у меня было всё в полном порядке, этот предмет был самый нелюбимый. Зато в финале сколько было радости за героев, когда они наконец-то справились со всеми трудностями. Очень хорошая и правильная книга. А прочитав "Весёлую семейку" - я тоже всерьёз решала, не завести ли инкубатор и не вывести ли там цыплят??? Идея обдумывалась мной довольно серьёзно, но наличие кошки всё-таки стало главной причиной отказаться от этой мысли. Интересно, а кто-нибудь в детстве всё-таки решился на это после прочтения этой повести?
3) Т. Янссон, "Муми-тролли". Первый раз книгу про муми-троллей я увидела, по-моему, в 5 классе, на дне рождения своей близкой подруги. Маш, ну ты помнишь? Мы, дети, сидели полукругом и рассматривали картинки и, естественно, были в полном восторге. Вскоре  мне купили первый том  "Муми-троллей" - про комету и шляпу волшебника. Эта серия состояла из 4 томов, которые появлялись с периодичностью в несколько месяцев, и конечно же, появление новой книги было огромной радостью после долгого ожидания. В этих прелестных героев я влюбилась всерьёз и навсегда. А разве может быть иначе? До сих пор, когда бывает плохое настроение, эта книга -  лучшее лекарство.
4)  Кир Булычёв, книги про Алису Селезнёву - "Сто лет тому вперёд", "Заповедник сказок", "Миллион приключений", "Девочка, с которой ничего не случится". Вообще-то я не люблю фантастику как жанр, но цикл повестей и рассказов про Алису Селезнёву являлся исключением - я его обожала. Конечно, всё началось с фильма "Гостья из будущего" - помотрев его, все девочки хотели быть похожими на Алису, ну а мальчики были просто влюблены в неё. Мы с мамой подписались на полное собрание книг про Алису, и за год было куплено 16 томов. Целый год прошёл в мечтах о будущем, таком невероятном и прекрасном. Сейчас так забавно вспоминать о том, каким представлялось это будущее, далёкий 2010 год! А в итоге  -  Спартак (Земля) по-прежнему проигрывает Челси (Земля), а не какой-нибудь там команде с Альдебарана.
5) Н.В. Гоголь, "Вий", "Портрет", "Страшная месть". Кто в детстве не любил побояться - посмотреть какой-нибудь жуткий фильм или прочесть старшную книгу. Мы с подругой обожали мистические повести Гоголя. Сначала создавалась соответсвующая атмосфера в комнате: выключался большой свет, зажигался ночник, и мы вдвоём сидели над огромной старой книгой, которая, казалось, пахла чем-то чудесным и таинственным. Ну а после чтения, конечно же, изводили друг друга страшными историями до тех опр, пока в самом деле не хотелось кричать от страха. Сейчас, когда я это вспоминаю, мне кажется, что мы были похожи на котёнка Гава и щенка, которые уходили бояться грозы на чердак, потому что дома неинтересно.
6) В. Крапивин, "Ковёр-самолёт". Эту книгу мне подарили на Новый год, когда я училась в 7 классе. Помню, что дни тогда стояли морозные, и практически все каникулы я читала.Сейчас даже слов таких не найти, чтобы выразить тот детский восторг от этой книги. Её надо обязательно прочесть. Могу лишь сказать, что даже теперь, когда я перечитываю Крапивина, меня не покидает чувство ожидания какого-то чуда - и спуская ноги с дивана, я с приятным волнением ступаю по ковру - а вдруг он и впрямь полетит?

Ещё хотелось бы пару слов сказать о тех книгах, которые я прочитала уже после окончания университета, и очень сожалею, что они не попались мне в детстве: Марсель Эме "сказки кота Мурлыки", М. Мусерович "Целестина или шестое чувство", Жан Жак Семпе и Рене Госсини "Никола и его друзья". Просто очень хорошие книги.

Интересно, а какие книги были любимыми у вас в детстве?

12 комментариев:

  1. Да-да, конечно, "Муми-тролль"! Я даже в университете его перечитывала, когда хотелось почувствовать себя дома. И ты не поверишь - но я недавно закачала Булычева в электронную книгу))) А дома у родителей лежат те самые 16 томов... Так приятно находить совпадения!

    ОтветитьУдалить
  2. Маш, я даже не сомневалась! :)))

    ОтветитьУдалить
  3. Этот список "самых-самых" вполне мог бы составить программу преподавания литературы в средней школе. Насильственное "кормление" детей "Войной и миром", "Историей одного города", "Грозой" и другими взрослыми произведениями способно вызвать, как правило, лишь стойкое отвращение и тошноту по отношению к классике.

    ОтветитьУдалить
  4. Ну, не знаю, я вот с удовольствим в школе "Грозу" прочитала, а "ВиМ" так и вовсе два раза - так мне понравилось. А что же тогда должны проходить школьники? Вот "Тихий Дон" - точно не для наших школьников, да и "МиМ" - пожалуй, тоже, потому как евангельская линия сюжета, чуть ли на самая главная, их совсем не трогает (проверено на собственном преподавательском опыте).

    ОтветитьУдалить
  5. Удовольствие от "Грозы в отроческие годы - это, скорее, исключение, чем правило.
    Из нынешней официальной школьной программы я бы оставил, пожалуй, лишь "Капитанскую дочку".
    А вообще, классиков, наверное, стоит представлять такими текстами, как "Маленький герой" Достоевского, "Детство Никиты" Алексея Толстого и т.п.

    ОтветитьУдалить
  6. Это для какого класса? Для 11 "Детство Никиты"? Я про старшие классы уже говорю. А Пушкина я считаю и так слишком мало читают в школе.

    ОтветитьУдалить
  7. Не нужно переоценивать интеллектуальные и эстетические способности нынешних одиннадцатиклассников:)
    К тому же я говорю не о конкретных текстах, прикрепленных к определенному этапу школьной программы, а о принципах отбора. Ни до "Войны и мира", ни до "Мертвых душ" семнадцатилетние "личинки человека" в основной своей массе не доросли.

    ОтветитьУдалить
  8. Я согласна, что интеллектуальные способности школьников теперь весьма далеки даже от удовлетворительных. И, конечно, есть произведения, которые даже в университете изучать тяжеловато, что уж говорить про школу. И, безусловно, программа требует некоего пересмотра, но не в сторону упрощения - да, может быть они не смогут сразу осилить "ВиМ" или "Мёртвые души", но, возможно, у них что-то останется, и позже они к этому вернуться. Какие тогда произведения их будут заставлять думать? Если Толстого, Достоевского убрать, а ведь новых авторов ещё не появилось. :) А то у нас в русском языке кофе в словаре уже стал среднего рода, тоже, вероятно, для удобства безграмотных, чтобы лишний раз не напрягаться и не думать, какого он рода, а он только мужского!

    ОтветитьУдалить
  9. Я имею в виду, что у любого русского классика можно найти тексты, которые будут восприняты школьниками если не на "ура", то хотя бы с интересом и без внутреннего сопротивления. Именно знакомство с ними и должно стать залогом будущего обращения к более серьезным и "взрослым" произведениям.
    Все недостатки традиционной школьной программы обусловлены, наверное, тем, что, как сказал когда-то Шкловский, история русской литературы у нас безнадежно перепутана с историей русского освободительного движения.

    ОтветитьУдалить
  10. Да, вероятно, но по поводу "Мёртвых душ" и "ВиМ" всё равно не согласна. Нужны! Только разбирать всё это надо, закладыая на эти произведения больше уроков, а не как у нас - не успеешь прочитать, тебе уже сочинение задают.

    А по поводу своих любимых книжек ты так и не написал, зато переписать школьную программу по литературе успел. :))))))))))

    ОтветитьУдалить
  11. У меня будет "мужской" вариант любимых книг детства:)
    Из того, что отсутствует в твоем перечне, можно, например, назвать "Приключения Буратино", "Волшебник изумрудного города" (это все, разумеется, общеизвестные тексты), а также книги Юрия Томина ("Шел по городу волшебник", "Карусели над городом") и Льва Давыдычева ("Лелишна из третьего подъезда", "Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника", "Дядя Коля - поп Попов - жить не может без футбола" и т.д.).
    Многократно перечитывалась и замечательная "Экспедиция в преисподнюю" Стругацкого. Да и без упоминания "Хоббита", пожалуй, не обойтись.

    ОтветитьУдалить
  12. Действительно, как всё-таки отличается "девочковый" список от "мальчикового". :) Конечно, мне нравились и "Приключения Буратино", и "Шёл по городу волшебник", и "Волшебник изумрудного города", но почему-то самыи-самыми они не стали. А вот "Хоббита" и Стругацких вообще не люблю. Много раз пыталась прочесть Толкина, но неинтересно и всё тут. И даже фильм не смотрела - скучно.:)))

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.