среда, 27 октября 2010 г.

Не все "архипелаги" одинаково полезны.

"Знаковым событием назвал Владимир Путин выход в свет школьного издания книги Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ". Сокращённую версию произведения представила премьеру Наталья Солженицына. Жена и сподвижница Александра Исаевича лично работала над адаптированным изданием. Наталья Дмитриевна высказала надежду, что включение "Архипелага" в школьную программу поможет молодым людям не только лучше узнать историю страны, но и вернее строить её будущее..."
                              Дмитрий Кайстро "Вести. Ru"


А я бы это назвала очередным провалом по внесению изменений в школьную программу по литературе. У меня только один вопрос - ЗАЧЕМ? Программа по литературе и так слишком сложна и перегружена произведениями, которые следует изучать только в университете. Сегодняшние одиннадцатиклассники не могут осилить ни "Тихий Дон", ни " Мастер и Маргарита", а им хотят "подсунуть" ещё и "Архипелаг ГУЛАГ". Может, тогда и "Красное колесо" включить - чего уж там?
Когда мы с 11 классом проходили "МиМ", дети мне сказали: "Нам книга очень понравилась, только зачем там библейский сюжет, без него же гораздо интереснее! ", а одна девочка меня спросила: "Что такое примус?" При этом я бы ни за что не сказала, что дети были глупые, нет, наоборот -  читающие, на уроках с ними интересно было спорить. Они просто другие, а я была в абсолютной растерянности, потому что единственное, что хотелось сказать: "Перечитайте книгу ещё раз, если вы не поняли библейскую линию." Это не значит, что они не хотели думать, просто, видимо, это произведение не для 16 лет, а для более взрослого возраста. Про "Тихий Дон" вообще, наверное, говорить не стоит. По школьной программе на это произведение давалось 8 часов, насколько я помню, а в университете только один "Тихий Дон" мы проходили полгода. Возможно, в этом и заключается талант учителя - за 8 часов объяснить то, что ты сама изучала полгода. Видимо, учитель - не моё призвание. Довольно сложно анализировать произведение, если класс его не прочёл, мотивируя это тем, что для них оно слишком сложное. Возможно, вы возразите, что это просто отговорки, а на самом деле, им просто лень читать. Да, может и так, но даже на 4 курсе университета изучать его довольно сложно, а тут 11-ый класс. А теперь ещё и Соженицын, да ещё и в адаптированном виде. А это как - понимать историю в адаптированном виде? Живо представила себе картину - Лев Толстой: - "Сонюшка, а не напишешь ли ты краткое изложение "Войны и мира"??? А то боюсь, детки в школе не осилят!" Ну прямо анекдот от Хармса. Эта программа призвана вызывать только отторжение у детей к литературе, а не любовь. А потом мы удивляемся, почему наши дети не любят читать, почему "Мастер и Маргарита" воспринимается ими исключительно как захватывающий детектив с элементами мистики, почему они с бОльшим желанием читают про споры об авторстве "Тихого Дона", но не само произведение? Может, уже пора всерьёз задуматься над тем, что Нобелевская премия вовсе не гарантия хорошей и нужной литературы?

6 комментариев:

  1. "Нобелевская премия" по литературе в большинстве случаев - лишь инструмент политического влияния. Члены же Нобелевского комитета никогда, мягко говоря, не отличались хорошим эстетическим вкусом. Так, с завидной регулярностью ими блокировалась кандидатура Льва Толстого, у которого они обнаруживали целый список грехов: "Воскресение" у них "рождало чувство нравственного негодования", "Власть тьмы" ужасала "зловещими натуралистическими картинами", "Крейцерова соната" была неприемлема проповедью «негативного аскетизма" и т.п.
    Что касается Солженицына, то о нем, как о человеке, завещавшем похоронить себя рядом с Ключевским (!), лучше вести разговор на уроках Закона Божия. Когда речь зайдет о таких грехах, как "гордыня", "тщеславие" и т.п.

    ОтветитьУдалить
  2. Алиса, как я с вами согласна... У меня в школе было 3 литературы: русская, зарубежная и древнерусская отдельным циклом давалась. Мы читали и анализировали очень много, очень-очень и считались очень подкованными детьми, много из нас выиграло всяких российских и международных олимпиад, конкурсов и т.п. И то, в 11-м классе тяжело давались многие вещи, которые потом в институте перечитывали и другими глазами смотрели! Например, стойкое нежелание читать того же Тургенева и Бунина у меня со сшколы, как не поняла я их, так и тянется до сих пор. Что сказать, бедные наши дети в будущем, мало того, что эту вакханалию с ЕГЭ навязали, так еще и Солженицына в адаптированном (!) виде... жесть... просто жесть...

    ОтветитьУдалить
  3. Катя, ко мне только на ты! ;)
    Как раз это пичканье всем и вся и приводит к нежеланию читать.

    ОтветитьУдалить
  4. Ага, и муж тут в прошлом году выдал: "А зачем вообще литература в школе??? я и сам почитать могу, а там - только навязывают." К слову, сказал он это в присутствии своей мамы, заслуженного учителя литературы и русского языка... очень долго спорили, так и не переубедили человека, проучившегося в матклассе.

    ОтветитьУдалить
  5. Выскажу крамольную мысль: возможно, любовь к литературе дана не каждому? Ведь далеко не все ученики любят физику или, скажем географию. Кто-то и музыку не любит. А кто-то просто не понимает - ну, не дано и все тут. А может, время не пришло. Соответственно и программа должна составляться таким образом, чтобы дети имели представление о круге произведений, знание которых необходимо человеку со средним образованием. Ну, и основные теоретические понятия. А дальше... Если человека увлечет стихосложение - он все сам про него узнает. Обычно из класса только одному-двум учениками не все равно, чем написано стихотворение, ямбом или хореем.

    ОтветитьУдалить
  6. Все это очень смахивает на историю Барона Мюнхаузена, что случилась после его "смерти".....

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.