среда, 28 сентября 2011 г.

Перелистывая старые книги.

Они болеют.
   "Статуи живут дольше людей, но болеют, как и мы. Больше двух веков стоят в Летнем саду мраморные изваяния, вывезенные из Италии. Видимо, наш климат не очень полезен "южанам", - статут "хворают", - поверхность мрамора трескается, становится шероховатой. Ещё точно не выяснено, в чём причина недуга: то ли во влажных ветрах с холодной Невы, то ли им вредит солнце после зимних холодов. Над болезнями статуй размышляют их "доктора" - химики, скульпторы, минералоги. На зиму их помещают в маленькие деревянные домики, чтобы мраморные боги Рима и Эллады не зябли. Но в этом заболевании нет ничего особо страшного, оно не смертельно. Гораздо хуже другая болезнь, настоящая моровая язва, которой подвержены мраморные изваяния в парках, садах, на кладбищах городских окраин. Ленинград - город заводов; их высокие трубы дымят, выбрасывая в воздух вместе с дымом много всяких химических веществ. Влага атмосферы насыщается серной кислотой, а она заражает страшной болезнью: наружные слои мрамора превращаются  в гипс и быстро разрушаются. Учёные ломают голову над вопросом, как помочь беде. Уличную статую не убережёшь от воздуха не спрячешь от дождя. Пробуют разные средства, пропитывают мрамор особой мазью... Может быть, нужны особые ванны, души?

   А известно ли вам, что у бронзовых памятников - и не у больных, а совершенно здоровых - и на самом деле бывают "банные дни"? Один раз  в год огромные монументы принимают душ. Ежегодно накануне Первого мая, ранним весенним утром из депо выкатываются на улицу ярко-красные пожарные машины. Но мчатся они не на пожар. И едут в них кроме мастеров огнетушительного дела, специалисты по уходу за памятниками.
   Вот машина затормозила возле памятника Николаю I. Привинчены шланги, заработали моторы... Экая уйма грязи смывается с царских эполет - пыль, копоть!
   Обыкновенно процедура эта совершается в полном порядке, быстро и деловито. Но иногда происходят вещи чрезвычайные.
   Как-то в одно время с другими памятниками, принимала предпраздничный душ и императрица Екатерина II. Брызнули мощные струи, закипела, запенилась вода. Внезапно из пыльных складок одежды "екатерининских орлов", из бронзовых кружев графини Дашковой полетели во все стороны... резиновые мячики! Пятьдесят шесть резиновых мячиков подняли с песка изумлённые донельзя пожарные.
   В дни войны некоторые статуи получили ранения. Пройдите по набережной Васильевского острова к памятнику Ивана Фёдоровича Крузенштерна. На морском мундире смелого путешественника чернеет что-то, похожее на шрам от ранения. Так и есть: в 1942 году фашистский осколок ранил бронзового адмирала.
   Осколки впивались в скульптурные украшения Исаакиевского собора, поражали латников и богинь на кровле Зимнего дворца. Снарядом оторвана мраморная челюсть одного из сторожевых львов", воспетых Пушкиным.
  Страна заботливо оберегала свои художественные сокровища. В глубокое подземное убежище, вырытое в саду Дворца пионеров, опустили юношей Аничкова моста с их могучими конями. Зарыли в землю монумент Петра I у Инженерного замка и все статуи Летнего сада. "Медный всадник" был укрыт в огромном дзоте из брёвен и земли.
  Война кончилась. Искусные "хирурги" залечили почётные раны, снова вышли на свет мраморные боги, скифские юноши, бронзовые герои. Они по-прежнему радуют наш глаз, украшают строгий город на Неве."
   Из книги "На 101 острове"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.