понедельник, 27 сентября 2010 г.

"Наше всё."

Сегодня утром в автобусе я случайно слышала диалог двух девушек, вероятно, старшеклассниц или студенток - обсуждали что-то окололитературное. Ну поскольку филологическое любопытство не спрячешь, то я даже не стала делать вид, что в окне вижу что-то интересное и совсем не слышу, о чём они говорят. Так вот, одна уверенно заявила: "А я не люблю Пушкина. Читать его неинтересно - вообще какой-то примитив."    Другая что-то пыталась невнятно возразить: "Ну ты уж слишком резко, всё-таки он типа "наше всё", не помню, кто сказал.  Хотя ты права, а мне вообще больше Лермонтов нравится."  Жаль, что со мной в автобусе не ехал Аполлон Григорьев , а  я так и не узнала, кого же та, другая, считает не примитивом - они вышли на ближайшей остановке.
Я допускаю, что кто-то может не любить Пушкина, но скорее всего, это даже не нелюбовь, а возраст, и со временем мнение изменится. Но говорить о нём, модный он сейчас или нет, будто речь идёт о новой паре туфель или обвинять его в излишней простоте и даже примитиве - это уж слишком. Ведь простота, на самом деле, - "самое высшее в мире искусство". И у этих девочек, возможно, всё впереди.
Но мне вдруг стало интересно, были ли в истории литературоведения учёные персонажи, которые не на уровне нравится-не нравится, а приводя какие-то свои аргументы, считали творчество Пушкина не "нашим всё"??? Я что-то не припомню, а вы знаете?

6 комментариев:

  1. Да, "Пушкин - примитив" - это сильно! Мне вообще кажется,что молодое поколение (хотя они и ненамного моложе нас!) склонны к отрицанию всего на свете. Они думают, что смогут создать что-то совсем новое и, конечно, лучшее. Немного похоже на футуристов...

    ОтветитьУдалить
  2. Забавно, но не более...
    Впрочем, и Моцарт был когда-то поп-музыкой.
    Хотя мне подобные разговоры напоминают скорее какой-то окололитературный словесный понос. Всегда проще выделиться, протестуя против чего-то незыблемого и всеми признанного, чем создавая что-то новое (и желательно талантливое!)самому.

    ОтветитьУдалить
  3. Ой, девочки, думаю, до футуристов им ох, как далеко! Скорее - это обычная глупость, хотя, может, со временем дорастут??!!

    ОтветитьУдалить
  4. Белинский, например, заявлял, что Пушкин в конце жизни исписался. А Писарев относился к Александру Сергеевичу примерно так же, как первая из "маршруточных" девиц.

    ОтветитьУдалить
  5. Под "учёными персонажами" подразумевались всё-таки не современники А.С. Пушкина, которые, на мой взгляд, были излишне субъективны и претенциозны, а кто-нибудь из более позднего литературоведения. Ведь как известно - "большое видится на расстояньи". :))))

    ОтветитьУдалить
  6. а вот если бы Пушкин был трудным они назвали ли бы его занудным.Я из школы относительно недавно вышла и как вспомню мои мысли ,к примеру,по поводу литературы,и стыдно и смешно.Сейчас они больше "понтуются",я надеюсь...

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.