вторник, 14 декабря 2010 г.

Про Поэта и Белого Кролика. (шутошное)

Вчера разбирала книги, нашла "Петербургские зимы" Георгия Иванова - не удержалась и стала перечитывать. Нашла вот такой эпизод:
"Зимой 1913 года, что-то очень рано по петербургским понятиям, меня разбудила прислуга. "К вам господин. Говорят, по литературному делу." Я протёр глаза и посмотрел на визитную карточку. Михаил Александрович Ковалёв? Такого знакомого у меня не было. Кто бы это мог быть? Неужели издатель, пленившийся моими стихами в "Аполлоне" или "Гиперборее" и пришедший покупать у меня собрание сочинений? Чем чёрт не шутит!.. Не без волнения я приказал провести посетителя в гостиную, пока я оденусь. Но одеться мне не пришлось - гость уже входил в дверь.
- Лежите, лежите, -  быстро-быстро заговорил он, картавя и пришепетывая. - Лежите, я к вам на минуту. Что? Можно здесь сесть? Что? Я сейчас уйду, а вы продолжайте спать. Как у вас холодно. Что? Спите с открытой форточкой? Ах, это очаровательно, но я не могу. Можно простудиться, схватить чахотку, умереть. Что? У меня слабые лёгкие...
 Он вдруг встал в позу, точно балерина, собирающаяся сделать прыжок. Голова чуть набок, пальчики в сторону, ноги в третьей позиции. И быстро-быстро нараспев прошепелявил:
                 Сказал он, улыбнувшись кротко -
                 Мы рядом шли, плечо к плечу,  -
                 Ты знаешь, у меня чахотка,
                 И я давно её лечу,
 И прибавил, жеманно улыбаясь:
 - Я  - поэт Рюрик Ивнев. Это мои стихи.
 Пока он проделывал всё это, я, несколько ошеломлённый, его рассматривал.
Тоненькая, "щуплая" фигурка. Бледное худое "птичье" лицо как-то подёргивается, голубоватые глаза близоруко щурятся. Одет старательно и небрежно: костюм хороший, но помят, в пыли, на фалде прилипла нитка. Башмаки не вычищены, щегольской галстук на боку. И растерянная улыбка, растерянное подёргивание, растерянное "Что? Что?" - за каждым словом...
 - Я поэт Рюрик Ивнев. Это мои стихи. Что?
 Прочёл - и опять своей шепелявой скороговоркой:
 - Как я нашёл ваш адрес? Мне Н. сказал... Знаете... этот... он бывает (тут "птичье" личико приосанивается) в доме моего дяди Х[аритонова], государственного контролёра. Что? Этот Н. прочёл мне ваши стихи, и я в них влюбился. Что? Я даже наизусть их запомнил. Погодите, как это? Да.
                 Был тихий вечер, вечер бала,
                 Был летний бал меж старых лип,
                 Там, где река образовала
                 Свой самый выпуклый изгиб.
 - Вот в это "образовала", - протянул он, - я и влюбился. И я пришёл сказать вам это. А теперь я уйду, а вы спите... Что?
 Я поблагодарил его за любезность и поспешил разъяснить небольшое недоразумение: стихи, только что прочитанные, не мои. Это стихи Виктора Гофмана, всем известные, давно перепечатанные разными календарями и чтецами-декламаторами. Так что...
 Ивнев удивился чуть-чуть.
 - Не ваши? Гофмана? Как странно! Впрочем, это всё равно - ведь они так к вам подходят...
 Я предложил ему подождать меня в соседней комнате.
 - Сейчас я оденусь, и будем пить кофе...
 Птичье личико надменно наморщилось.
 - Кофе? Благодарю, я уже пил свой утренний шоколад. И вообще - который час? Ах, Господи, четверть одиннадцатого. В двенадцать я завтракаю у княгини С., надо заехать домой переодеться. Княгиня такая прелестная женщина... Вы встречались? Что? Я вас непременно познакомлю... Ах, ах, как поздно...
 Он кивнул и убежал, подёргиваясь на ходу. На кресле осталась забытая им перчатка. Она была щегольская, светло-жёлтой замши, на шёлковой подкладке. Но для январской погоды мало подходила, особенно с распоротыми по швам пальцами..."

Не правда ли, здесь Рюрик Ивнев похож на Белого Кролика  из "Алисы"? :)
- Ах, боже мой, боже мой! Как я опаздываю. Все бы ничего, но вот Герцогиня, Герцогиня! Она придет в ярость, если я опоздаю! Она именно туда и придет!
 - Ах, Королева, Королева! Бедные мои лапки! Бедные мои усики! Она же велит меня казнить! Как пить дать велит! Где же я их потерял? *замечает Алису* Эй, Мэри-Энн! А ты что здесь делаешь? Беги-ка скорее домой и принеси мне пару перчаток и веер! Да поторопись!



И даже можно представить как Ивнев дрожащим голоском читает :))):
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве
И хрюкотали зелюки
Как мюмзики в мове.
Хотя, может, это больше  в стиле Кручёных? :)))))))

3 комментария:

  1. Действительно похож:)
    К тому же Георгий Иванов в большей степени "сочинял" своих героев, чем "списывал" их с реальных исторических лиц. Так что наделение Рюрика Ивнева "кроличьими" чертами могло быть и вполне осознанным.

    ОтветитьУдалить
  2. Интересно, польстило бы Ивневу сходство с таким персонажем? :)))

    ОтветитьУдалить
  3. Я думаю, что он отнесся бы к нему с тем же философским спокойствием, что и Валет - к обвинению в краже котлет:)

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.