среда, 29 декабря 2010 г.

Горные забавы.

 "Наши народные забавы суть самые невинные, а удовольствие, доставляемое внезапным перенесением себя на большое пространство поселяет неизъяснимо-приятное ощущение, походит на очарование...", - писал в 1812 году Павел Свиньин в своих "Отечественных записках".
  Где же происходило сие "внезапное перенесение"? Да на катальных горах! По словам того же Свиньина, невинная эта забава была одной из любимейших у столичных обывателей. испокон петербургского века строили они зимою высокие ледяные горы и, как дети, веселились, съезжая с них.
  Кстати, насчёт того, что это развлечение действительно старинное... В Полном собрании законов Российской империи попал указ Елизаветы Петровны, адресованный "Главной Полициймейстерской канцелярии": в феврале 1752 года приказала она столичной полиции обнести "горя для катания" - буде их устроят на "сырной неделе", то есть на масленице, - поверху перилами. Видно, до того случалось, что граждане, толпясь в очереди на "перенесение", сваливались с высоты наземь...
  Безопасность катальных гор с той поры так и осталась на ответственности полиции: оборудование их перилами даже вошло особым пунктом в Устав о предупреждении и пресечении преступлений, действовавший и в XIX веке.
  Ну а теперь о самих горах, какими их знали когда-то петербуржцы. Начнём с того, что устраивались они в самых разных местах столицы и пригородов: у Красного кабака по Петергофскому тракту и Адмиралтейской площади, на Островах и в саду царского Аничковского дворца (тут, как понимаете, уж для самых избранных), а Екатерингофском парке и на 26-й линии Васильевского острова. Да и других мест хватало...
  Одни горы строились основательно, так что их и на лето не ломали - такие стояли, например, в середине XIX века вдоль Английского проспекта. Другие мастерились наскоро , только на праздничную (рождественскую или масленичную) неделю. Как писали о таких полтораста лет назад "С.-Петербургские ведомости": "Пришёл мужик с топором дали ему  несколько досок, там ударил обухом, здесь вколотил несколько досок, там ударил обухом, здесь вколотил гвоздок..! Соответственно разряду гор собирались и катавшаяся с них публика: аристократическая, просто приличная и совсем простонародье. Аристократы съезжались когда-то к горам, устроенным на Английском проспекте и называвшимся Русскими.  Или к тем, что были у дачи Дюваля на Каменном острове, известным в столице как Швейцарские. То были совершенно роскошные заведения: со швейцарами, буфетами, переодевальными комнатами, с беседками наверху, с санками, обтянутыми шелками и бархатом с вышивкой. Кавалеры на санки садились, а дамы, стоя позади на коленках, охватывали их объятиями - и экипаж нёсся вниз с высоты в 4 сажени, то есть 8,5 метров... Порой  ловкий кавалер завезёт и в снег свою даму и опрокинет сани - но это только новый повод к веселью".
  Однако, чтобы вот так кататься, надо было стать "действительным членом". (Чего? Швейцарских гор? Звучит смешно...) А попросту приобрести абонемент. Стоил он на Русских горах 25 рублей серебром, а на Швейцарских - 7 рублей. Недёшево! "Действительный член" этих катальных гор мог привести с собою гостя. А простой смертный, который без знакомств, допускался же на те же Русские горы только по воскресеньям и за серебряный рубль; "но - между нами, читатель, - таких охотников немного", - замечали "С.-Петербургские ведомости".
 Горы на 26-й линии именовались Английскими. Писали, что облюбовали их в основном столичные "значительные" иностранцы (может, отсюда и название?). Здесь швейцаров и бархата не было, и наряды у катающихся попроще, хотя тоже имело место "членство".
 Зато на Крестовском острове, у немецкого трактира, катание с гор обходилось всего в гривенник. "Петербургские немцы, французы с усиками, русское купечество да жители Петербургской стороны - вот посетители этих гор без названия..." (Кстати, никакие горы "американскими " тогда не назывались!)
  Как можно заметить по упоминавшимся тут ценам, устройство катальных гор было весьма прибыльным предприятием: простоев эти заведения не знали. Интересно, что в 1821 году мещанин Павлов с братом-охтянином, содержатели ледяных гор, устроенных на Неве, жаловались, что за 4 первых масленичных дня "скатились" у них только ! 4918 человек - "несравненно меньше, чем за год до этого"...
  А вот по спуску этой горы проложены рельсы, и не в санях летят вниз катальщики, а в вагонетках.

 Между прочим, очень удобный способ - не надо ждать зимы и снега... Вот такие катальные горы с вагонетками потом и стали называться у нас "американскими".
     из книги "Петербург. События. Лица"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.